?

Log in

No account? Create an account
борис родионов

rodionov


Борис Родионов / историк водки, писатель


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Лекция 5. Современная водка — самый примитивный и дешевый напиток в мире
борис родионов
rodionov
Водка-«спираза» (спирт разведенный) (см. Лекцию 1) вообще стоит особняком в мире спиртных напитков. Давайте проведем аналогию. В мире существует масса сортов кофе и бесконечное количество рецептов его приготовления. А теперь представим себе, что в какой-то стране кому-то пришла в голову мысль сделать напиток, используя только один главный элемент кофе - кофеин. Остальное все убрать. Технически это возможно. И вся страна перешла вместо кофе на разведенный кофеин. И для нескольких поколений этот напиток является единственно доступным, потому что в этой стране настоящий кофе не производится. Нет, люди знают, что в мире существует другой кофе, в магазинах его даже можно купить, правда очень дорого, но абсолютному большинству населения он не нравится. Потому что уже несколько поколений знают вкус только разбавленного кофеина.
Замените в этой истории кофеин на этиловый спирт, и вы получите историю водки-«спиразы» в нашей стране. Причем, по отношению к кофе эта история звучит дико, и точно так же для всех народов диким представляется возможность замены их национальных дистиллятов на примитивный разбавленный спирт. Поэтому Россия со своей «спиразой» находится в гордом одиночестве. Практически вся водка, которая производится в других странах (за исключением стран, входивших в бывшую Российскую империю) употребляется для изготовления коктейлей, Вот тут она, в ряде случаев, незаменима, так как, не имея вкуса и запаха, не перебивает вкус и аромат основных составляющих, просто повышая его крепость.
От водки-«спиразы», в отличие от всех мировых дистиллятов, нельзя получить удовольствие, как от напитка. Нормальный человек ее немедленно закусывает. И мы даже научились получать удовольствие от этого процесса. Соленый огурчик, съеденный просто так или в качестве закуски - это две большие разницы. Но сидеть просто с бокалом водки-«спиразы» и глоточками ее смаковать невозможно.
Из всех функций, которые выполняют спиртные напитки в жизни человека, у водки-«спиразы» осталась одна - сделать человека пьяным. И после этого мы удивляемся, откуда у нас такая куча проблем из-за алкоголя.
Таким образом ясно, что водка самый примитивный в мире напиток по своей органолептике. Добавим только, что это естественно, поскольку там пахнуть, кроме спирта, нечему. Если же у водки есть какой-либо иной, отличный от «характерного водочного» (так в ГОСТе) запах, то эта водка переводится в разряд «водок особых». До сих пор, несмотря на все объяснения специалистов, не могу уяснить разницу между водками особыми и настойками. Например, «Лимонная водка» это водка особая, она имеет четкий ярко выраженный запах лимона. Чем она отличается по вкусу и запаху от лимонной настойки ума не приложу.
Поскольку 99% крепкого спиртного потребляется в нашей стране в виде простой водки, то давайте говорить именно о ней.
Для качественной современной водки необходимы три качественные составляющие. Спирт, вода и уголь.
Вода сейчас не проблема. Каждый завод имеет установку, действующую на основе явления осмоса. Грубо говоря, есть полунепроницаемая мембрана, пропускающая молекулы воды и задерживающая всякие ненужные примеси. Поэтому о родниковой воде вспоминают только маркетологи, готовые придумать любые сказки , лишь бы продать свой товар потребителю.
Без угля водноспиртовый раствор еще не напиток. Именно уголь придает ему необходимую мягкость и питкость. Именно в этом состоит его основное предназначение, а не в очистке. После ректификационной колоны при соблюдении технологического регламента чистить нечего. Роль угля чрезвычайно важна. Поэтому раньше для стабильного качества применяли так называемый харьковский метод. Не вдаваясь в технические тонкости, скажу, что суть его заключалась в том, что в емкость с водноспиртовым раствором засыпали точно отмеренное количество свежего угля, после выдержки с перемешиванием раствор фильтровали, а уголь шел на регенерацию или выброс. Это обеспечивало стабильное качество, но было трудоемко. Сейчас так никто не делает. Вся водка пропускается через угольные колоны. Это емкости, в которых засыпан активированный древесный уголь. В зависимости от размеров разные колоны рассчитаны на прохождение определенных объемов водки, после которых уголь надо регенерировать или в конце концов менять. И вот тут-то и кроются ответы на извечный вопрос русских мужиков: - почему водка одной и той же марки вчера была хорошей, а сейчас хуже некуда. Просто хорошая водка прошла свой путь через уголь, когда он был максимально «работоспособен», а плохая, когда уголь был уже, как говорится, на излете своей работоспособности.
Остается спирт. Откровенно гадкого спирта сейчас практически никто не делает. Как заявляют спиртовики, весь спирт делается из зерна, в основном, из пшеницы. Проверить практически не возможно. Предприятия почти все частные. По этому параметру отчитываться не обязаны. На самом деле устойчивое мнение о том, что спирт из зерновых лучше, чем из картофеля определяется нашей ностальгической памятью, передаваемой из поколение в поколение о тех временах, когда делались дистилляты, и сырье там имело первостепенное значение. Сейчас из чего сделан хороший спирт, зачастую, не определит ни один дегустатор. Даже гидролизные и синтетические спирты научились делать абсолютно питьевого качества. Но отдавая дань ностальгическим воздыханиям, наш ГОСТ ограничивает применение не зернового сырья для лучших сортов спирта, но все равно его допускает. Для спирта «Экстра» - 60% того же картофеля, для спирта «Люкс» - 35%.
Если все производители будут жестко придерживаться технических регламентов на производство спирта, то он должен быть абсолютно одинаков. Уже сейчас рядовой потребитель не в состоянии отличить разные марки водки друг от друга, если они находятся в одной ценовой категории. Все эти заявления «лучше - хуже» заканчиваются на стадии слепой дегустации. Практически никто вслепую не может определить на вкус свою «любимую» марку. А значит люди пьют не содержимое бутылок, а их этикетки.
Поэтому производители водки на продвижение новых марок тратят миллионы долларов, придумывая при этом красивые легенды. Иначе им не убедить покупателей в каких-то особенных качествах своей водки. На самом деле по большому счету во все бутылки налит один и тот же водноспиртовый раствор. И различия между ними ни в какое сравнение не идут со вкусовыми особенностями различных марок коньяка или виски.
Современная водка - самый примитивный и самый дешевый (по себестоимости) напиток в мире. Даже, если бутылка водки стоит многие тысячи рублей, заводская себестоимость ее содержимого, скорее всего, не может превышать 50 рублей (Литр спирта стоит 59 рублей, и из него получаются 5 бутылок водки). При современной технологии нет ничего проще получения чистого спирта, «осмосовой» воды, их смешения и пропускания через угольную колону. Всякие золотые, серебрянные фильтры, микроскопические вкусовые добавки и прочие маркетологические примочки мало того, что практически бессмыслены, но и ничего не прибавляют к себестоимости.


  • 1
Если бы не было на спирт акциза или был бы он на уровне бензинового, то его стоимость была бы ниже стоимости солярки.

  • 1