Борис Родионов (rodionov) wrote,
Борис Родионов
rodionov

О Вильяме Васильевиче Похлебкине

Вильям Васильевич Похлебкин для истории русской материальной культуры – фигура уникальная. Я прекрасно понимаю, что Похлебкин популярными работами на «гастрономическую» тему сумел открыть своим многочисленным читателям очень важную вещь: в истории не существует «низких» и «высоких» тем. Скажем, национальная кулинария – такая же часть общей культуры народа, как литература и искусство, военное дело, традиции общественных институтов и прочее. После тотального «умолчания» советского периода, когда все связанное с народным бытом и истинными национальными традициями сознательно стиралось из памяти, похлебкинские работы были (и остаются) настоящим прорывом.

Другой разговор, что в своем «гастрономическом» творчестве Похлебкин не столько ученый, исследователь, сколько литератор, беллетрист. Литератор страстный, увлеченный собственными теориями, и потому умеющий увлекать ими своего читателя, но – увы! – далеко не всегда точный в исторических деталях. Фактически «История водки» - одна из первых в СССР маркетинговых легенд, направленная на увеличение продаж советской водки за рубежом. И эту легенду Похлебкин создал блестяще. Абсолютно бессмысленно упрекать его в отсутствии каких-либо документально подтвержденных фактов: легенда – не тот жанр, где факты необходимы, скорее наоборот, они мешают стройной и красивой теории. Используются лишь те из них, которые не противоречат авторской идее, другие же безжалостно отбрасываются и заменяются «фактами» собственного изготовления – таков закон жанра. Словом, изучать историю водки по Похлебкину – приблизительно то же самое, что изучать историю России по романам Валентина Пикуля. Но интересно – аж дух захватывает… Только не надо всерьез воспринимать слово «история».
Tags: В.В.Похлебкин, история водки, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments